Поскольку хлопка становится недостаточно для рынка, производители ищут новые материалы и производят одежду из молока, банановых волокон и эвкалипта.
Поскольку хлопка становится недостаточно для рынка, производители ищут новые материалы и производят одежду из молока, банановых волокон и эвкалипта.
Гладкий и прохладный, неяркий желтый цвет этого сырья немного похож на шелк. Это ни овцы, ни хлопок, ни шелкопряд. Это чашка порошка, которая выглядит как мука. Это белковый порошок, который извлечен из молока.
Молочный шелк - одна из многих новых тканей, которые выходят на рынок. Ожидается, что в ближайшие несколько лет хлопок станет дефицитным и, следовательно, дорогим. Вот почему текстильные компании и модные бутики ищут всяческие альтернативы. Они пробуют найти новые ткани в природных ресурсах: в будущем мы будем носить кукурузу, сою и даже панцирь крабов на теле. Например, модный эко-производитель Hessnatur уже предлагает шарф из банановых волокон, а итальянский лейбл Loro Piana перерабатывает волокна из бирманских растений лотоса в костюмы.
Эксперименты, вероятно, также создадут ткани, которые могут реструктурировать рынок волокна: эксперт по текстильной промышленности Андреас Энгельгардт, автор Schwarzbuch Baumwolle, видит большое будущее для тканей из растительных волокон, новой вискозы, в некотором смысле. По его оценкам, волокна на основе целлюлозы будут иметь наибольший успех в результате нехватки хлопка в будущем. Он отмечает, что многие текстильные компании сейчас инвестируют немалые средства в производство целлюлозных волокон. Например, австрийский производитель Lenzing уже начал продажу ткани из бука и дерева эвкалипта.
Полиэстер вместо хлопка?
Два события подпитывают поиск новых материалов. С одной стороны, растет спрос на одежду, так как население мира растет. Процветают некоторые некогда бедные регионы, а в богатых странах мода не угасает. С другой стороны, пахотные земли и вода становятся желанными ресурсами, а хлопок, в частности, нуждается в большом количестве как земли, так и воды.
Хотя производство хлопка все еще растет, доля сырья на мировом рынке волокон уже снижается. В 1990 году во всем мире было доступно 19 миллионов тонн, что соответствовало 49 процентам. И хотя в 2000 году было 20 миллионов тонн хлопка, это всего лишь около 40%, так как рост спроса на мировом рынке волокон неувядаем. В настоящее время хлопок по-прежнему составляет 31%. Огромный спрос на материалы во всем мире все меньше и меньше может покрываться хлопком.
Кандидатом-преемником является полиэстер. Материал все лучше подражает натуральным волокнам, а производители стараются сделать его максимально дешевым. Одни прогнозируют рост спроса на данный материал, другие же наоборот, говорят, что цена на полиэстер будет лишь расти, так как масло, основа синтетического волокна, становится дефицитным. Кроме того, клиенты не всегда принимали полиэстер, нижнее белье и ночные рубашки из этого материала никогда не пользовались популярность.
Ассоциация все больше полагается на натуральные волокна, которые произрастают из земли. Растительные волокна обычно растворяют и перерабатывают в целлюлозную массу, из которой затем прессуют нити. Уже с 1900 года этот процесс производства вискозы известен. Здесь кашу получают из дерева, но для этого процесса требуется так много добавок, что вискоза считается химическим волокном. В качестве второго поколения целлюлозных волокон текстильный эксперт Энгельгардт называет модальный, который обычно изготавливается из букового дерева. В новом процессе волокна становятся более прочными. Производители также нашли способ более мягкой обработки древесины. Целлюлозу растворяют с нетоксичными растворителями без раствора гидроксида натрия.
Эксперименты с отходами кукурузы
Третье поколение целлюлозных волокон включает в себя Лиоцелл - ткань, изготовленную из эвкалипта или буковой древесины. Хоть это также требует посевов, которые могут быть использованы и для продовольственных культур, - но посевов этих используется меньше, нежели для хлопка. Деревья эвкалипта растут быстро, поэтому урожайность на одну площадь хороша. Ханс-Петер Финк, директор Института Фраунгофера прикладных исследований полимеров в Потсдаме, видит лиоцеллюлозу как экологически чистую альтернативу вискозы. Как показывают недавние эксперименты, лен, конопля и бамбук тоже подходят для целлюлозы и, по-видимому, банановые растения и соя, также.
Изобретатели всегда стараются сделать новое сырье. Многие настаивают на том, что исходный материал, используемый ими, находится в изобилии. Креветки и крабовые нити изготавливаются из остатков пищевой промышленности. Отходы тофу подходят для соевых продуктов. Для своего рода биополиэфира производители в настоящее время используют кукурузу, которую можно есть, но уже экспериментируют и с отходами кукурузы.